ARC 2015. Часть 3 — Старт

22 ноября 2015

На набережной собралось довольно много фанатов парусного спорта, ото всюду играла торжественная музыка, яхты выходили одна за другой под восторженные взгляды провожающих. Диктор объявлял каждую лодку и желал хорошего похода на Испанском языке. Люди приветливо махали нам руками, провожая в дальний путь. В самой гавани впечатлений было меньше, моросил мелкий дождь, горизонт затянуло облаками, столь многочисленный флот равномерно распределился на большой площади и уже казался мелкой кучкой суденышек в безграничном океане. Величественным оставалось только ощущение предстоящего перехода.

Постановка главного паруса прошла по отработанной схеме, грот подняли давольно быстро и без особых проблем, что не сказать про стаксель, который треснул по шву в самом начале подъема и его пришлось оперативно менять на другой. Однако вес этих парусов более 100 кг и требуется работа нескольких человек, для того чтобы опустить старый парус в кают компанию и достать новый из парусной, которая находится в самом носу.

Между тем, мы покинули спокойную гавань, надежно укрытую от больших волн океана. За кормой покатила глубокая волна, то вздымая яхту вверх, то затягивая ее на самое дно. Работать в таких условиях крайне не просто. Постановка нового стакселя происходит под нескончаемый фонтан воды, которая летит из под носа как из брандспойта. В итоге все мысли брать ли с собой непром  и сапоги отпали сами собой.

Но вот стаксель поднят, и на какой-то момент на лодке воцарилась тишина. Дождь тоже пощадил новичков, и оставил за собой только хмурое небо.

Земля медленно, но верно начала удаляться, впереди нас ждал только бескрайний океан.


За штурвалом капитан и владелец лодки Weddell, Афанасий.
Опытный яхтсмен и интереснейший рассказчик — Сергей. Всю дорогу предельно ответственно держал гика-шкот.

Порядок работы на лодке распределен по вахтам, по 7 человек несут дежурство ночью по 4 часа, днем по шесть. Время с 4 до 8 утра называется «собачья вахта» так как она самая утомительная. Я попал во вторую вахту, наше дежурство начиналось в 12 ночи и длилось до 4-х утра. С 8-ми вечера заступила первая вахта, а я отправился спать. Сном конечно это было не назвать, так как шумы и скрипы на лодке не прекращаются ни на секунду. Но тем не менее, поймал пару приятных мгновений и погрузился в мимолетный сон.

В 12 уже стояла глубокая ночь, но вокруг было все видно очень хорошо, полная луна мощно освещала нам путь. В нашей вахте дежурил Сергей, опытный яхтсмен с багажом интересных историй. Сегодня он рассказал как устроена сложная наука  астронавигация и каких образом древние путешественники ориентировались по звездам. Было весьма увлекательно изучить название многих звезд и созвездий. Под руководством профессионала сложный предмет, казался простым, и все созвездия без труда находились на небосклоне.

Под конец вахты, пришло время сделать поворот фордевинд, это нетрудный поворот, при выполнении которого корма пересекает линию ветра, при этом паруса перебрасываются на другой борт. На малых яхтах это, как правило, не вызывает трудностей, даже если возникают нештатные ситуации, однако мы не на маленькой яхте, и тут я еще раз понял, что размер имеет огромное значение.

Каждый поворот это событие, а нештатная ситуация превращается в целую операцию. И в этот раз, как на зло отсоединился стаксель шкот — веревка которая растягивает парус в горизонтальной плоскости, начался «пожар» — крики, команды, бег по лодке, все смешалось воедино. Рулевой пытается повернуть обратно, что почти не возможно, так как лодка уже легла на другой борт. Я пытаюсь удержать наветренный шкот, который то и дело стремиться вырваться из рук, но его нужно держать во что бы то не стало, иначе мы окончательно потеряем контроль над парусом

И тут громким криком «Стоп», капитан прекратил панику, раздал точные указания. После чего началась планомерная работа по  фиксации шкота, которая включала в себя много технических приспособлений и потребовала некоторой изобретательности, так как достать до угла, где крепится шкот, руками было не возможно.

Вторая часть ночи прошла превосходно, ветер чуть стих, волна стала более пологой. Сон после дежурства был как у младенца, и уже никакие стуки и скрипы не были способны его потревожить.


Профессиональный сейлор — Итальянка Елена